No Image

Храм василия блаженного доклад 4 класс

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

В столице нашей необъятной Родины, в самом сердце, на Красной площади, стоит один из красивейших православных храмов нашего государства – храм Василия Блаженного.

Строительство началось в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного и продолжалось шесть лет. С Божьей благодати, Русской Православной церковью название получил – собор Покрова Божьей Матери на Рву.

Наименование связано с тем, что Пресвятая Богородица явилась миру в святой праздник Казанской Божьей Матери, и в этот день в городе Казань случилась победа русского войска над Казанским ханством. В народе эту святыню называют Храмом Василия Блаженного, именно там находятся мощи святого, к которому не раз обращался за помощью Иван Грозный. Захоронили святого старца на кладбище Троицкой церкви, где и приказал царь строить собор.

Красивое и величественное строение высотой 65 метров имеет 11 куполов. Каждый купол – это отдельная церковь. Престолы церквей хранят светлую память о воинах, павших в битвах за присоединение Казанского ханства к Руси. Нынешний облик храма отличается от первоначального. До этого он был окрашен в светлые тона, затем его реконструировали, изменив при этом наружный облик и цвет куполов. Празднично и красиво храм выглядит в наши дни.

В летописи старых времен сохранены имена мастеров, создавших поистине это грандиозное произведение искусства. Ими являются архитекторы и художники Постник и Барма, имена которых сохранены в анналах РПЦ.

Неоднократно за свою историю русская святыня была под угрозой уничтожения. Первый раз во время войны с Наполеоном, в Москве полыхали пожары, церковь была заминирована, огонь тоже нанес свой урон, но чудесным образом храм выстоял и сохранился, как будто сама Богородица оберегала его с небес.

Историческим памятником культуры собор стал в 1918 году. В смутные времена правления, когда под запретом были церковные богослужения и повсюду сносили церкви, храм Василия Блаженного не тронули.

Сегодня собор является историческим музеем. Внутри восстановлен его первоначальный облик ХVI века, внешняя отделка выполнена «под кирпич». Огромное количество гостей столицы, бывая на Красной площади, посещают этот храм, оставляя в памяти незабываемые впечатления.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

Читайте также:  Отделка пола на лоджии варианты

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

Картинка к сообщению Храм Василия Блаженного

Популярные сегодня сообщения и доклады

Самый большой по глубине и размерам своей площади на нашей планете – Тихий океан. Он занимает половину площади мирового океана земного шара. Вначале его называли Великим океаном.

Наше общество за всё время своего существования придумало огромное множество различных вещей, которые так или иначе корректируют поведение субъектов в обществе, и тем самым либо вредят, либо

Профессия доктора является одной из наиболее престижных и почетных в обществе. Даже на полях сражений доктора являются неприкосновенными людьми, да и в мирный период гражданские

Поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин, которого знает практически каждый человек в нашей стране, так как он смог написать огромнейшее количество значимых произведений, был человеком хот

ревним миром называют начальный период человеческой истории, условно разделяющийся на

Природа любит поражать людей своими чудесами и необычными явлениями, которые бывают красивыми и безопасными, а бывают страшными и несут за собой человеческие смерти и ужасающие последствия

Собор Покрова на Рву

Дата создания: 1555 г. – 1561 г.

Автор: Барма, Постник

Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика

Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма). У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.

Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т.д.), а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа – входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.

Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании – высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду). Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела.

Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в.) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с разделкой белыми швами "под кирпич" и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, "поднимающих" главу, также оказываются похожими на башни. Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника.

Поставленные "вперебежку" кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника.

В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные "кирпичные" арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных "под кирпич" и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку).

В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII в. в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона "Вход в Иерусалим" XVI в. в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 г. на месте звонницы конца XVI в., четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI в.

По сей день мы можем наблюдать красоту архитектурных построек, которые возводили наши предки столетия назад. Одним из таких построек является Храм Василия Блаженного, построенный с 1555 года по 1561 год. Данный собор находится в Москве на Красной площади.

Сам собор состоит из 11 церквей, объединенных вместе. Некоторые церкви освящены в честь святых. Храм был построен в память о побежденных битвах.

Храм также имеет второе название «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву». История гласит, что в 1552 году на месте Храма Василия Блаженного находилась церковь. Мысль о том, что храм нужно строить каменный, пришла Макарию, святителю Московского митрополита. Но первая постройка состояла полностью из дерева, его возвели осенью 1554 года. Такой храм долго не продержался, и тогда в 1555 году принялись за постройку каменного собора.

Воплотить в жизнь это прекрасное архитектурное строение было поручено двум архитекторам. Их имена были Барма и Постник. Есть легенда, которая гласит о том, что Иван IV ослепил зодчих после того, как они завершили строительство храма. Иван IV поступил так, потому что не желал, чтобы на свете появилось хоть одно здание подобное Храму Василия Блаженного по красоте. В дальнейшем эта теория была опровергнута.

Строительство собора велось только в приемлемую погоду, теплое время года. Именно по этой причине Храм строился 6 лет. В 1559 году освятили все церкви, кроме центральной, так как ее постройка еще не была завершена.

Иван Грозный еще до начала строительства храма дал ему название Покровский собор. Но первое время жители Москвы называли его Троицкой церковью, так как ранее здесь была святыня, посвященная Святой Троице. Но после завершения строительства храм получил название от ясновидящего. Василий Блаженный местный житель, постоянно ходил, одев на себя цепи. Погодные условия его не смущали, он не изменял своим принципам и привычкам. Именно Василий Блаженный предсказал пожар, который случился в 1547 году в Москве. Василий Блаженный скончался еще до завершения постройки собора. Похоронили его возле святыни. Вскоре на месте его могилы возвели придел для богослужений. Именно в этом месте было несколько случаев исцеления.

Людям стал доступен храм сражу же после его постройки. В нем проводили служения каждый день. Ранее богослужения проводились только в теплое время года, так как храм ранее не отапливался. Когда храм достроили в нем подключили отопления, и теперь богослужения в соборе проводятся круглогодично.

Храм Василия Блаженного

Интересные ответы

Драма «Борис Годунов» написана Александром Сергеевичем Пушкиным под влиянием «Истории государства Российского» известного историка и писателя Карамзина и основывается на реальных событиях

Цемент это измельчённый клинкер с различными добавками. Химически это выглядить так: оксида кальция (СаО), он занимает самое большое количество процентов 67%

Понятие лакшери (luxury), что это и какие признаки определяю его

Чили (Республика Чили) – длинная узкая страна, площадью 756 102 квадратных километров, которая простирается как лента вниз по западному побережью Южной Америки. В то время как длина береговой линии тянется

Среди известных видов животных в мире фауны выделяют те, которые имеют особенности, благодаря которым их можно отнести к разряду редких. Это может быть необычный внешний вид, теплая шкура или питательное мясо животного

Название: Храм Василия Блаженного
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: доклад Добавлен 20:49:25 18 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 41653 Комментариев: 167 Оценило: 178 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector